В целом нормы, регулирующие образовательные правоотношения, соответствуют одному из требований системности: они связаны общим предметом правового регулирования и согласованы между собой. Однако в полной мере согласованности в таком значительном массиве норм достичь не удается, поэтому здесь имеются и пробелы, и несоответствия, и противоречия. Конечно, для устранения указанных недостатков необходимо вносить изменения и дополнения в действующее законодательство с учетом направлений государственной политики в области образования.
Таким образом, ретроспективный анализ становления образовательного права в России позволяет констатировать зависимость характера диспозиций нормативно-правовых актов от политической идеологии. Это обусловлено функциональной значимостью образования как социального института, формирующего образ конкретного социума через воспитание и обучение его нового поколения. В формально-юридическом смысле, «образование» представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения образовательных уровней (образовательных цензов). Следовательно, государство (в лице соответствующих органов власти) выступает заказчиком и надзорной инстанцией над институциональными образовательными надстройками. Формулируя доктринальные принципы государство определяет направление развития системы образования, а также разрабатывает нормы (стандарты) согласно своим потребностям.
Законодательная база высшего и послевузовского профессионального образования в России
Любые социальные системы не могут эффективно функционировать в обществе, а тем более свободно развиваться без соответствующей правовой базы. Не является исключением и система образования. Базовой юридической основой высшего профессионального образования в мире, как и всеобщего, является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. … Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть доступным для всех на основе способностей каждого».
Законодательство РФ в области высшего образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» (13 января 1996 года), Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (19 июня 1996 года), принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. По части высшего образования в ней говорится: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении.»
Хорошая основа для проведения адекватной государственной политики в области высшего образования была заложена Законом Российской Федерации «Об образовании», принятым, который определил правовое регулирование в сфере образования, структуру образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, общие правила ее управления, права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования.
Образование, педагогика, воспитание:
Игры, формирующие правильное звукопроизношение
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне з ...
Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
Специальные уроки развития речи традиционно включалются в учебные планы школ для детей с нарушениями интеллекта, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка. На таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окр ...
Проектная методика
Преподавание иностранных языков, являясь составной часть общей системы образования, подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это выражается в методах обучения. В последние два десятилетия в образовании формируется такая тенденция, как проективность. Это понятие было ...