Впервые в нашей новой истории государство оказывает содействие гражданам, проявившим выдающиеся способности в получении элитарного образования. Граждане России и других стран получили право выступать учредителями образовательных учреждений в Российской Федерации. Содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Согласно п. 2 ст. 40 «Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода». Все образовательные учреждения в части их не уставной предпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю, предусматриваются также налоговые льготы отечественным и иностранным инвесторам в систему образования.
При исполнении профессиональных обязанностей за преподавателями закрепляется право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников, приемов оценки знаний. Педагогические работники имеют право на оплачиваемый отпуск для повышения совей квалификации длительностью до одного года не реже 1 раз в 10 лет. Преподаватель вуза имеет право безвозмездно читать тот или иной учебный курс, параллельный существующему, а руководство вуза обязано обеспечить ему для этого соответствующие условия.
Согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском образовании» государство обеспечивает приоритетность развития высшего образования посредством финансирования за счет средств федерального бюджета в размере не менее чем 3 процентов его расходов. Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского образования в том случае, если оно гражданин получает впервые. Гарантируется также свобода выбора формы получения образования и направления подготовки (специальности). Преподавателям и студентам предоставляются определенные академические свободы, в том числе возможность для преподавателей излагать учебный предмет по своему усмотрению и свобода студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Студенты могут обучаться на бесплатной (государственной) и платной (внебюджетной) основе. Управление вузом осуществляют: ученый совет, ректорат, деканаты, кафедры.
Перечисленные выше и многие другие положения Законов позволяют констатировать, что в России создана приличная законодательная база для развития образования в целом и высшего образования в частности. К сожалению, не все, что определено законодательством об образовании, стало нормой в нашем государстве. В частности, бюджетное финансирование образования существенно меньше установленного в ст. 40 Закона РФ «Об образовании», размеры средней ставки заработной платы педагогических работников, также не достигают установленного уровня, не создана Государственная аттестационная служба и др.
Однако реализация заложенных в законах возможностей зависит от экономической ситуации в стране, общественно-политической обстановки и реальной политики исполнительной власти в области образования. Многое определяется и способностью всего преподавательского корпуса и особенно руководства вузов наладить эффективную деятельность вузов в новых условиях, организовать цивилизованный рынок образовательных услуг, не дожидаясь благодеяний «сверху».
Нормативная база российской высшей школы
Образование, педагогика, воспитание:
Адаптация и социализация детей из семей мигрантов
Основная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе - это граждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. В МОУ "ЛСОШ №5" на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семей мигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьми мигран ...
Организация учебного процесса в коммуникативном направлении отечественной
методики
В теоретических основах коммуникативного метода, разработанного Е.И. Пассовым, даются ссылки на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, теорию речевого общения А.А. Леонтьева, теорию речевой деятельности И.А. Зимней, работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Коммуникативный метод представляет условия и ...
Психолого-педагогический аспект понятия интереса; особенности формирование интереса
младшего школьника
Проблема определения категории «интерес» очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а в скорее наоборот, ведет к еще большей пута ...