Золотая педагогика

Менеджмент качества высшего образования

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Менеджмент качества высшего образования

Страница 3

Таким образом, после такого введения понятно, что существует много определений понятия «качество». Наиболее распространено определение качество образования (КО), которое понимается в общем случае как соответствие стандарту, норме. Но кто диктует требования к образованию?

Определим, что непосредственным потребителем образования является личность (студент), а заинтересованными сторонами – государственные органы, общество, предприниматели-работодатели, родители студентов и преподаватели.

Характеристики и особенности каждого субъекта в плане требований к образованию и его качеству могут значительно различаться. Так, взгляды производителя и потребителя образовательных услуг на их качество далеко не всегда совпадают. Причина – различие используемых критериев и шкал в оценке знаний. Различие интересов и способы их согласования легко проследить: преподаватель – учащийся, учащийся – родитель, родитель – преподаватель, школа – вуз, вуз – предприятие, вуз – учреждение ДПО, учреждение ДПО – предприятие и т.п. Например, для государства – чем больше студентов оканчивает вузы, тем меньше затрат на образование, тем выше качеств; для общества – чем больше образованных людей, тем выше уровень развития общества, тем выше качество; для личности – чем выше уровень индивидуального развития, тем выше конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда, тем выше качество.

Итогом многолетних дискуссий стал вывод о том, что дать однозначное определение понятию «качество образования» просто невозможно, так как, в принципе, качество - сложная философская, системная, экономическая и социальная категория, которая характеризуется следующими особенностями:

– многоаспектность или многогранность качества (качества конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения; творческая и репродуктивная, знаниевая и деятельностная компоненты);

– многоуровневость конечных результатов качества (качества выпускников ВШ, ССУЗОВ, ПТУ, общеобразовательных школ);

– многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты: сами учащиеся и студенты, выпускники вузов и послевузовского образования, различных дополнительных образовательных программ; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; сама система образования; представители ее различных уровней и ступеней; исследователи системы образования; — эти же субъекты по регионам, стране (в международной системе образования, ее разных уровней);

– многокритериальность и неопределенность в оценках качества образования и образовательных систем в принципе, из-за более высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами;

– полихронностъ - сочетание текущих, тактических и стратегических пектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному (выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных дисциплин и преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.).

– инвариантность и вариативность — среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников вузов и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем).

Все перечисленные грани качества образования являются объективным проявлением сложности категории качества образования, инвариантным для любых стран. Как уже отмечалось необходимо исследовать все аспекты качества высшего образования и найти компромисс для всех заинтересованных сторон. Невозможно говорить о качестве как таковом. Абсолютного качества в природе не существует. Качество образования в свете сказанного выступает как результирующая, как баланс интересов субъектов образовательного процесса, основные субъекты которого хорошо известны. Согласование усложняется не только потому, что оно должно быть не двусторонним, а многосторонним, но и вследствие непрерывной динамики интересов участников. Решением может быть только создание системы мониторинга интересов участников образовательного процесса – систематического и регулярного сбора данных о характере образовательных потребностей населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности географических представлений у дошкольников
Исследование начато в декабре 2004 года на базе подготовительной группы ДОУ № 2 г. Осинники, использующего в экологическом воспитании дошкольников программы "Юный эколог" С.Н.Николаеваой, и раздел "Ребенок открывает для себя мир природы" программы "Детство". В программ ...

История отечественной педагогики XX века: единство непрерывности и дискретности
В последние двадцать лет существенным образом пересмотрена, уточнена и дополнена трактовка процесса развития отечественной педагогики XX в. Такой результат стал возможен благодаря той серьезной и продуктивной исследовательской работе, которая была проведена отечественными историками образования за ...

Игры и упражнения с предметами
В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности. Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что им ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru