Рассмотрим функции, содержание и структуру ГОС ВПО.
Функции ГОС ВПО (согласно закону о высшем и послевузовском образовании).
ГОС ВПО предназначен для обеспечения:
качества высшего и послевузовского образования;
единства образовательного пространства РФ;
основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования;
признания и установления эквивалентности документов иностранных граждан о высшем и послевузовском образовании.
Вместе с тем стандарт не ограничивает творчество преподавателей и уникальный процесс саморазвития личности.
Можно и нужно выходить за рамки стандарта, но только после того, как он выполнен в части минимальных требований к содержанию образования и уровню подготовки специалиста.
Что касается творчества преподавателя, то стандарты не затрагивают технологию обучения.
Структура и содержание ГОС ВПО.
ГОС ВПО содержит три компонента:
- федеральный
- национально-региональный
- вузовский.
Федеральный компонент ГОС ВПО включает в себя:
Общая характеристика специальности или направления полготовки:
Приказ, которым утверждена данная специальность;
Квалификационная академическая степень;
Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках данного направления;
Квалификационная характеристика выпускника (область профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, обобщенные (типовые) задачи профессиональной деятельности, квалификационные требования);
Возможность продолжения образования.
Требования к уровню подготовки абитуриента;
Общие требования к основной образовательной программе ВПО;
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, разделенной на 4 блока:
Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
Блок математических и естественнонаучных дисциплин;
Блок общепрофессиональных дисциплин;
Блок специальных дисциплин.
Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание, а также содержание учебных и производственных практик.
Срок освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
Требования к разработке к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе требования к кадровому обеспечению учебного процесса, учебно-методическому обеспечению, материально-техническому обеспечению, к организации практик;
требования к уровню подготовки освоивших содержание всей образовательной программы;
Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста (т.е. на основе модели специалиста), описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен. Не должна быть при этом упущена и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологи, педагогики, владения иностранных языков и т.д.
Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.
Сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома.
Национальный компонент ГОС ВПО утверждается самим вузом и служит для отражения национальных, социальных, экономических, географических и других особенностей подготовки специалистов, свойственных отдельным регионам страны (приблиз. 35%).
Образование, педагогика, воспитание:
Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию
Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа. Задачи внеклассной работы: -содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач; -содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию ...
Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков
у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют у младших школьников с наруш ...
Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравст ...