Необходимо отметить, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения образовательное пространство, не подавляя интересов, традиций и научных школ РФ. Кроме того, это является одной из важнейших задач формирования единого европейского образовательного пространства.
Вузовский компонент отражает специфику и направленность отдельного вуза, т.е специфику подготовки специалиста, обусловленную сложившимися в вузе образовательными, научными культурно-воспитательными традициями, соответствующим потенциалом педагогических, научных школ и исследований в области науки, техники, технологии и высшего образования, а также уникальной материально-технической базой, позволяющей обеспечить проведение научных исследований и подготовку кадров на современном уровне.
Таким образом, ГОС ВПО является, по сути, концентрированным выражением его образовательной политики, служит ориентиром для оценки качества образования и подготовки специалиста. Он отражает ту норму качества, которую задает государство с учетом потребностей научных и промышленных организаций. Поэтому он служит неотъемлемой частью управления качество в вузе.
Управление качеством высшего образования
В России система управления качество ВО включает 2 уровня:
- внешняя оценка
- внутренняя оценка.
Внешняя оценка (комплексная оценка деятельности вуза) был введена Министерством образования РФ в 1992 году как форма государственного контроля за качеством ВО. Она имеет целью всесторонний анализ деятельности высшего учебного заведения и включает в себя процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Данные процедуры осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Процедура комплексной оценки предполагает следующие действия. Вуз направляет в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки заявление установленного образца и готовит материалы самообследования. Комиссия, утверждаемая распоряжением руководителя Федеральной службы, в установленные сроки выезжает для проведения экспертизы в вуз. Итогом работы комиссии является лицензионное и аттестационное заключение на основании которых, с привлечением централизованной базы данных, выносится решение об аккредитации высшего учебного заведения. Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
Лицензирование. Согласно законодательству образовательная деятельность вуза осуществляется при наличие лицензии (разрешения).
Цель лицензирования – установление права на ведение образовательной деятельности и льгот, определенных законодательством РФ.
Лицензия выдается на основе заключения экспертной комиссии.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий реализации образовательного процесса, предлагаемых вузом, государственным и местным требованиям в части:
Обеспечения учебными площадями;
Строительных норм и правил;
Санитарных и гигиенических норм;
Охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;
Оборудования учебных помещений;
Оснащенности учебного процесса:
Образовательного ценза педагогических работников;
Укомплектованности штатов.
Содержание, организация и технология образовательного процесса предметом экспертизы не являются.
Лицензирование новых (для образовательного учреждения) специальностей проводится независимо от наличия у него лицензии. К тому же, лицензия теряет силу в случае реорганизации учебного заведения, сопровождающейся изменением его статуса. Негосударственный вуз также должен получить государственную лицензию.
Лицензия играет первостепенную роль.
Аттестация – проводится с привлечением ведущих работников других вузов и общественности один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
Образование, педагогика, воспитание:
Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории
Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение её чело ...
Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Лингвистика рассматривает такое явление как язык в двух аспектах — язык и речь. При рассмотрении языка имеется ввиду определенная система, которая находится вне человека и осуществляется независимо от него. Говоря о речи, имеется ввиду речевая деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, ...
Экспериментальное определение уровня физического
развития и особенностей двигательного анализатора учащихся с нарушением
интеллекта
Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме навел нас на мысль о том, что процесс физической подготовки умственно отсталых детей следует начинать с обследования здоровья, физического развития и двигательной сферы. Учащиеся школы VIII вида, как правило, отстают от нормальных школьнико ...