Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям ГОС ВПО.
Условием аттестации вуза являются положительные результаты итоговой аттестации не менее, чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.
Первая аттестация вновь созданного вуза может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем, через три года после получения лицензии, Работа аттестационной комиссии предшествует процесс самообследования вуза, справка о результатах которого представляется в Минобрнауки РФ не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии. Итогом работы комиссии является аттестационное заключение, содержащее оценку профессиональных образовательных программ и информационные данные по обследуемому вузу (т.е. перечень показателей), на основании которых делаются выводы и рекомендации в отношении аккредитации вуза.
Аккредитация осуществляется на основе аттестации.
Цель государственной аттестации является установление (подтверждение на определенный срок) статуса вуза, перечня направлений (специальностей) подготовки, которые прошли государственную аккредитацию и по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о ВПО, а также ступени ВПО и квалификации (степени).
Предметом и содержанием государственной аккредитации являются (по приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 № 1938):
Определение аккредитационного статуса по типу «высшее учебное заведение» проводится на основе следующих показателей:
Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.
Показатель 1.2. Качество подготовки
Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.
Уровень организации научно-исследовательской работы студентов
Востребованность выпускников.
Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения
Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.
Организация воспитательной работы с обучающимися.
Определение вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет).
Согласно характеристикам, содержащимся в ФЗ «Об образовании» все эти учреждения в первую очередь выполняют вполне традиционную для высшего учебного заведения функцию реализации соответствующих образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, которая дополняется выполнением научных исследований. Отличия в том, что:
Университет реализует образовательные программы и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.
Академия как университет является ведущим научным и методическим центром, но только в одной из областей науки и культуры.
Институт в отличие от двух остальных видов вузов может и не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Поэтому институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и структурными подразделениями других вузов.
Конкретный вид вуза подтверждается на основе обследования следующих показателей:
Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ
Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика современной системы эвристической
технологии в образовательном процессе
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Г.К. Селевко, творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой ...
Классификация технических средств обучения
Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации. Технические средс ...
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Школьный возраст, как и все возрасты открывается критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем п ...