Несмотря на то, что ученики ШНО в наибольшей степени нуждаются в формировании гражданской активности, этому не уделяется никого внимания со стороны государства. Целью проведённых мной уроков, является повышение уровня гражданской активности у учеников ШНО. Без практической работы с учениками ШНО формирование гражданской активности будет иметь исключительно теоретический характер, и не будет иметь никакого отношения к реальному решению проблем. Подобная работа началась еще в 2007–2008 учебном году, когда в МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары была сформирована школьная волонтерская команда по правам человека «МЫ ВМЕСТЕ», в которую входят как ученики основной школы, так и учащиеся ШНО. Одной из важнейших задач создания этой команды было преодоление изоляции детей с ограниченными возможностями от учеников основной школы и их интеграция в школьную жизнь. Участники школьной волонтерской команды «МЫ ВМЕСТЕ» с прошлого учебного года обучаются методикам проведения практических занятий по правам человека среди своих сверстников. В деятельности команды преобладает принцип «сверстник обучает сверстника», который способствует как всестороннему развитию каждого участника, так и обмену опытом и знаниями между всеми членами группы. С этого учебного года я также являюсь активным участником команды «МЫ ВМЕСТЕ» и провожу практические занятия по правам человека среди своих сверстников. Данная работа настолько меня заинтересовала, что на ее основе я решила провести собственное исследование.
В самом начале своей исследовательской работы я провела анкетирование, целью которого было выяснить уровень гражданкой активности у учащихся ШНО на тот момент. Его результаты показали, что учащиеся ШНО до обучения в СОШ №59 г. Чебоксары ранее не привлекались к занятиям по правам человека и имеют низкий уровень гражданской активности.
Проведение практических занятий с целью формирования гражданской активности в школе надомного обучения может быть эффективным лишь в случае сотрудничества учащегося и обучающего. Во главу угла в данном случае ставится индивидуальность, неповторимый, субъектный, то есть лично накопленный опыт каждого ученика. В процессе проведений практических занятий с учениками моей основной задачей было не добиться заучивания ребятами основных прав, а сделать так, чтобы они сами прочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. Для меня было важно, чтобы дети осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни.
Достижению поставленных учебных и воспитательных целей, формированию сознательного социально-активного поведения у учащихся ШНО в наибольшей степени способствуют активные методы обучения, которые я использовала на своих практических занятиях с детьми. Я понимала, что смогу добиться успеха только в том случае, если создам атмосферу сотрудничества между мной и группой учащихся, при этом главные вопросы должны решаться внутри группы.
При проведении внеклассных мероприятий с учениками я руководствовалась следующими принципами:
1) установление доверительных отношений, взаимопонимания;
2) формирование навыков позитивного диалога учащихся с самими собой;
3) развитие умения видеть общие, взаимовыгодные для различных людей, групп цели и интересы и добиваться их достижения;
На своих занятиях я использовала следующие формы обучения:
1. Ролевая игра –
маленькая пьеса, разыгрываемая учениками с целью всестороннего развития их личности. Особенность данной формы обучения для достижения поставленных мной задач заключалась в том, что ролевая игра максимально приближала учащихся к реальной жизни, помогала повысить их понимание действительности и вызвать сопереживание и интерес по отношению к оказавшимся в ней людям.
2. «Мозговая атака» –
способ поощрения активности
учеников с целью их обучения быстрому генерированию
идей. Этот прием я использовала при поиске решения проблемы (например, после обсуждения в группе инцидента, связанного с конфликтом между учениками, я попросила ребят провести «мозговую атаку» и дать все возможные варианты решения конфликта мирным путем), а также в качестве быстрого творческого упражнения.
Образование, педагогика, воспитание:
Методические рекомендации по проведению лекционных занятий
Курс "Математический анализ" входит в блок дисциплин предметной подготовки и занимает важное место среди них в процессе подготовки будущих педагогов - математиков. Целью курса является научное обоснование тех, относящихся к нему понятий, первое представление о которых дается в школе. Курс ...
Организация обучения математике в основных профилях
Согласно можно выделить несколько групп основных профилей, для которых математика изучается в наиболее приемлемом для этих профилей объёме. Естественно-математический профиль: математика изучается в профильном курсе в течение 12 часов в 2 недели. Технологический профиль: математика изучается в проф ...
Сущность педагогической деятельности
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и дру ...