6. «Создание безбарьерной среды в школе для детей с ограниченными возможностями»
Соблюдение права учеников ШНО на участие в школьной жизни будет представляться затрудненным без создания необходимых условий. Именно поэтому на этом уроке обсуждались способы разрешения поставленной задачи.
Серия выше перечисленных уроков, как уже было сказано ранее, посвящена правам учеников ШНО. Для того, чтобы понять, как поднялся уровень знаний у учеников ШНО о своих правах, я провела соответствующее анкетирование под названием «моё право».
7. «Значение обязанностей в нашей жизни».
Необходимо ознакомить учеников с теми обязанностями, которые они имеют наряду с правами. Первоочередная цель данного мониторинга – доказать ученикам необходимость соблюдения обязанностей, указать на связь прав и обязанностей. Нужно было доказать ученикам то, что обязанности идут во благо всестороннему развитию личности. С целью более эффективного понимания значения обязанностей, присутствующим была предложена творческая работа в виде ролевой игры. Разделившись на группы по три четыре человека, участники по очереди разыгрывали сценки по определенным ситуациям. Обязательным условием игры, было то, что представителей власти (учителей, классных руководителей, завучей и т.д.) должны играть учащиеся. Эти ситуации заключались в типичных конфликтах учителя с учеником, отказывающимся выполнять свои обязанности. Оказавшись на месте представителя власти, ученик смог почувствовать то, какие трудности приходится преодолевать учителям, убеждая школьника в необходимости выполнения своих обязанностей. В конце этого занятия, я также провела анкетирование под названием «Я имею право, но я обязан…», которое помогло мне понять, насколько повысился уровень знаний у учеников ШНО о своих обязанностях, умения связать права с определёнными обязанностями.
Я хотела превратить в праздник каждое занятие для учащихся ШНО, доставить им радость. Поэтому на каждом занятии мы помимо основных упражнений играли в игры, проводили упражнения – энергизаторы, пели песни (на занятиях присутствовали приглашенные артисты).
Мои занятия были приурочены к таким праздникам, как:
– День толерантности (приурочен к Международному дню толерантности 16 ноября).
– День прав человека (приурочен 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека и Международному дню прав человека 10 декабря).
– День молодежных инициатив (приурочен году молодежи в России).
Эти мероприятия имели большое значение еще и потому, что с этого учебного года обучаются новые ученики ШНО. Благодаря моим занятиям они не только повысили уровень своей гражданской культуры, но и познакомились друг с другом поближе, стали тесно общаться.
Немаловажно то, что на моих мероприятиях присутствовали не только ученики ШНО, но и ученики основной школы, родители, учителя, администрация школы, так как о подобных проблемах необходимо говорить во всеуслышание, решать их сообща, в процессе конструктивного диалога.
Вопросы, обсуждаемые на занятиях, были подняты и на форуме школы, в которой я обучаюсь. У учеников, которые не смогли присутствовать на уроках, появилась возможность принять такое же активное участие в обсуждении поднятых проблем. Помимо этого, я проводила индивидуальные уроки с учениками ШНО с использованием новейших технологий, которые имеются в наличии МОУ СОШ №59 в рамках проекта дистанционного обучения. Индивидуальные занятия с учениками ШНО проводились путём личной переписки на сайте школы, аудиоконференций и видеоконференции через USB камеру. Возможность проведения уроков с использованием таких технологий есть только в нашей школе. Следует отметить, что ни в одном другом образовательном учреждении Чувашской республики не проводится индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями с использованием новейших технологий и методик дистанционного обучения. В школе №59 я проводила дистанционные уроки с учениками ШНО с целью формирования у них гражданской активности (это были дети, которые не могли присутствовать на наших общих внеклассных мероприятиях, а также те, у кого возникали вопросы после их проведения). Это способствовало более подробному, детальному разъяснению того или иного занятия. Помимо этого, дистанционные уроки существенно расширяли образовательные возможности учащихся ШНО. На сайте «Система дистанционного обучения школы №59» я размещала для ребят документы и презентации по правам человека, на форумах обсуждались наиболее важные для учеников статьи документов по правам человека, способы развития школьного самоуправления, проводились интерактивные викторины по правам человека. Таким образом, в своей практической работе я использовала совершенно новые методы в процессе формирования гражданской активности у учащихся школы надомного обучения.
Образование, педагогика, воспитание:
Основные функции и признаки проблемного обучения
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие интеллекта ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Этапы решения педагогических задач
Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных у ...