Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие обогащения игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста, если педагог:
организует предметную среду для развития игровых замыслов детей;
создает эмоционально-благоприятную атмосферу;
обеспечивает руководство игрой детей.
Выдвинутая гипотеза определила задачи констатирующего этапа эксперимента:
– проанализировать образовательную программу ГОУ "Центр развития ребенка - детский сад №37" Приморского района г. Санкт-Петербург;
- выявить особенности предметно-развивающей среды детского сада;
- проанализировать организационные условия, содержание и предметное сопровождение игр-драматизаций;
- определить уровень развития игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста;
- сделать вывод о возможностях предметно-развивающей среды как условии обогащения игры-драматизации в старшем дошкольном возрасте.
Для выявления уровня развития игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста было проведено наблюдение за игровой деятельностью детей. Результаты наблюдений оформлялись протоколами. В процессе наблюдения оценивалась сформированность игровых умений по следующим параметрам:
I. Замысел игры, постановка игровых задач:
1) Как возникает замысел игры:
определяется игровой средой;
предложением взрослого;
по инициативе самого ребенка.
2) обсуждает ли замысел игры с взрослым, со сверстниками, учитывает ли их точку зрения.
3) умеет ли сформулировать игровую цель, игровую ситуацию, насколько часто наблюдается импровизация в игре.
II. Содержание игры.
насколько разнообразны сюжеты игр
как часто повторяются игры с одинаковым содержанием.
III. Сюжет игры.
насколько разнообразны сюжеты игр;
как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;
каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, наблюдения из окружающей жизни, книги, TV).
IV. Игровые действия и игровые предметы.
использует ли ребенок в игре предметы-заместители, и какие;
кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый;
играет ли с воображаемыми предметами;
воспринимает ли воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность.
V. Предметно-игровая среда.
организует ли самостоятельно или нет предметно-игровую среду;
предпочитает ребенок игровые уголки или воображаемое предметно-игровое пространство для самостоятельной игры.
На основании обследования уровни развития игры указывались в таблице.
Показатели развития игры Имена детей |
Замысел игры |
Содержание игры |
Сюжет игры |
Игровые действия |
Предметно-игровая среда |
Обработка результатов исследования производилась путем оценки игровых умений детей по 3-х балльной системе: 3 – высокий уровень развития игровых умений (дети могут самостоятельно выбирать тему игры, продумать ее содержание, они могут домыслить предложенный вариант сюжета, обладают способностью фантазировать, придумывать что-то необычайное, оригинальное, доводят игру до конца). 2 – средний уровень развития игровых умений (дети могут выбирать тему игры эпизодически, но чаще принимают тему детей-лидеров, взрослого. Не всегда реализуют свой замысел и не доводят задуманное до конца, т.е. в игре перепрыгивают с одного сюжета на другой и никак это не связывают). 1 – низкий уровень развития игровых умений (дети затрудняются в придумывании темы, сюжета игры, не могут дополнить предложенный вариант, без интереса принимают предложенную тему, в игре всегда занимают второстепенные роли или просто наблюдают за игрой).
Образование, педагогика, воспитание:
Словарная работа на уроках русского языка в специальной школе VIII вида
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты. Методы работы над правописанием трудных слов Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске. Вставка слова в классное ...
Понятие «аутентичный текст»
Проблема аутентичных материалов (текстов, в нашем случае), используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий сама по себе. Само понятие «аутентичный текст» появилось в методике не так давно, что связано с современной постановкой целей обучения иностранному языку. В настоящее вр ...
Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...