2.Развить умение воссоздавать художественные образы литературных произведений омских авторов.
3.Развить эмоциональную сферу личности ребенка, его образное мышление, познавательную активность, приобщая к изучению художественной литературы, отражающей особенности жизнедеятельности нашего региона.
В 5 классе главное внимание при изучении литературного краеведения отводится устному народному творчеству. Изучаются загадки, пословицы и поговорки, сказки и т. д. жителей нашего региона.
Базовая программа 129 часов. |
Краеведческий компонент 7 часов. |
Литература как вид искусства. |
Литература народов Сибири (1 ч.). |
Устное народное творчество: Загадки, небылицы, потешки, нескладушки, считалки. Пословицы и поговорки русского народа. Бытовые сказки. Сказки о животных. Волшебные сказки. Волшебные герои и волшебные события. Анализ сказки (на выбор). |
Загадки, небылицы, считалки, нескладушки на материале сибирского фольклора (1 ч.). Пословицы и поговорки северных районов Омской области (1 ч.). Бытовые сказки народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Сказки о животных народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Волшебные сказки народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Анализ Сибирской народной сказки (на выбор) (1 ч.). |
К концу 5 класса учащиеся должны:
1.Знать основы сибирского фольклора: сказки, загадки, пословицы, поговорки и применять его в разговорной речи.
02.Уметь отличать сибирский фольклор от общероссийского.
3.Классифицировать фольклор по тематике: дружба, взаимовыручка, доброта, любовь к родителям, трудолюбие.
4.Уметь высказывать собственные суждения о поступке литературного героя.
Уроки по хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой.
Программа по литературе 5 класс (102 часа) - научный редактор Курдюмова Т.Ф.
Введение
Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художе_ственным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства.
Теория. Искусство. Виды искусств.
Литература как искусство слова
Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др. Уче_ник как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.
Теория. Общее понятие о тропах и фигурах.
Мифы народов мира
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Ми_фы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздни_ки. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворе_нии мира. Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».
Теория. Миф. Виды мифов. Праздники и обычаи, связанные с мифологиче_скими представлениями о мире.
Устное народное творчество (фольклор)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообра_зие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взгля_дов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведе_ний русского фольклора.
Теория. Жанры фольклора. Детский фольклор.
Былины
Былины - русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители («сказывание» былин).
Теория. Былина как русский народный эпос. Былина «На заставе богатырской». Герои былины:
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Их облик и поступки. Си_ла и отвага богатырей при защите земли Русской. События на заставе богатырской. Сказители былин. Прозаический пересказ былины. Былины и их герои в живописи и музыке.
Образование, педагогика, воспитание:
Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и на ...
Синонимы в русском языке
Лексика как раздел языковедения впервые введена в школьную программу по русскому языку в 1970 году. Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о язык ...
Определение креативности и исследование кретаивности в психологии
Креативность (от лат. creatio — созидание) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность ра ...