Таким образом, внеклассная работа по литературе становится эффективным звеном в учебно-воспитательном процессе и начинает играть действительно серьезную роль лишь при известных условиях, главные из них: массовость охвата знаниями всех учащихся, постоянная и планомерная связь с классной работой, системность и продолжительность, соответствие возрастным особенностям. В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа, но учителя нередко сталкиваются с трудностями, которые мешают осуществлять задуманное. Не в каждой школьной библиотеке есть книги, необходимые для подготовки внеклассных занятий, а иногда нет достаточного опыта их организации. Нередко получается, что учителя увлекаются внешней показной стороной мероприятий - насколько они ярки, красочны. Это ведет к ориентации на таланты. К подготовке привлекаются только испытанные "чтецы", "художники", "музыканты".
При организации мероприятия следует сосредоточить внимание на его содержании на том, каким воспитательным и образовательным целям оно служит, а не на внешней стороне.
Одной из проблем, которые возникают перед начинающим учителем, при проведении внеклассного мероприятия/является выбор формы.
Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей – дорог. В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы, внеклассные мероприятия по литературному краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края.
Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества. Познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).
1. Урок-игра "Путешествие в мир литературных героев" (обычно в начале учебного года;
Урок-инсценировка.
Мини-спектакль на уроке литературы.
Брейн-ринг.
2. Урок-викторина.
3. Урок "Аукцион знаний".
4. Урок-конкурс знатоков.
5. Урок-выпуск литературного журнала.
Музейный урок.
Урок - литературный салон, литературная гостиная. Можно сказать, что некоторые из названных форм относятся больше к воспитательным мероприятием.
Телепередача, молодежное движение, организация, вид эстрадного искусства, КВН, викторина, беседа.
Как известно, Государственный стандарт общего образования по русскому языку и включает три компонента:
- федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;
- региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;
-компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением, в Федеральном базисном учебном плане определено соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.
Региональный компонент составляет не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных предметов.
В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану указывается, что «часы регионального (национально-регионального) компонента могут быть использованы в основной школе для углублённого изучения учебных предметов, факультативов дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях. Каково же назначение НРК? Как подчёркивается в документах Министерства образования РФ «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Подобная трактовка НРК общего образования делает целесообразным использование при его разработке культурологического подхода.
Образование, педагогика, воспитание:
Использование ТСО на лекционных занятиях
Среди разнообразных методов и средств совершенствования процесса обучения в высшей школе, а также интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности важное место отводится использованию технических средств обучения (ТСО). ТСО - это совокупность технических устройств и дидактических матер ...
Сущность понятия "одаренность"
В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия одаренность. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова одаренность - талантливость, даровитость, та или иная степень ее. Одаренный - человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойств ...
Дидактические
возможности компьютерной инструментальной среды ЛогоМиры
«Лого – инструмент для познания и развития собственного мышления, и в этом отличие этой среды от систем программирования, ориентированных в первую очередь на обеспечение наиболее эффективного использования аппаратуры». Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководство ...