Данный подход позволит построить содержание и структур НРК так чтобы, не впадая в традиционное краеведение, помочь ученикам осмыслить особенности российской культуры как культуры стыковой, пограничной, где, по словам Н. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории - восточной и западной», где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал. Особое положение нашего региона на границе Европы и Азии определяет региональное своеобразие как выражение общенациональной специфики. Эта общенациональная специфика проявляется ярко. Ведь провинциальные регионы как раз и выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, уклад жизниценности и установки; они являются хранилищами культурной специфики всей страны, всей нации. На основе Федерального базисного учебного плана спроектирован областной базисный учебный план, он призван стать инструментом региональной образовательной политики; позволяет сохранить единство образовательного пространства и реализовать НРК государственного образовательного стандарта. Содержание образования НРК усиливает образовательную область «Филология». Содержание регионального компонента языкового и литературного образования, которое может быть реализовано в следующих направлениях: - "Русская словесность;
- риторика
-лингвистическое краеведение;
-литературное краеведение;
-лингвистический анализ текста;
Усиление внимания к формированию культуроведческои компетенции, включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене; представления о связях языка с национальными традициями народа; осознание учащимися красоты и выразительности родной речи всё это стало важным моментом в определении в содержания НРК языкового образования. А усиление нравственно-этического и культурно-эстетического аспекта, повышенное внимание к формированию культуры устной и письменно речи - всё это стало определяющими направлениями в реализации регионального компонента литературного образования.
Специалистами по разработке региональных программ развития отмечается, что наиболее проблемными сферами являются процессы социально-экономического развития; процессы согласования межрегиональных и международных интересов; пространственное развитие региона, связанное с различиями в условиях формирования отдельных административных районов и городских образований и др.
Предлагаемая программа изучения литературы с основами краеведения составлена на основе программы по литературе для учащихся общеобразовательных школ 5 классов авторского коллектива. Программа рассчитана на учащихся школ, гимназий, лицеев и представляет собой один из возможных вариантов программ, изучающих литературное краеведение как региональный компонент. В ней предложены темы и указано как конкретное количество часов на каждую тему, так и общее количество часов на каждый класс. Учитель может самостоятельно определять необходимое время на изучение той или иной темы.
Следует учитывать, что данная программа корректировалась с использованием 10-15% учебного времени на изучение регионального компонента. При этом учитель может по своему усмотрению отбирать художественные произведения для текстуального изучения, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, наличия текстов художественных произведений и других условий, не нарушая при этом образовательных стандартов и логики изучения программы, включающей региональный компонент.
Цель курса «Литература с основами краеведения» - формирование и развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением, в ходе систематического изучения художественных произведений омских авторов; развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края.
Задачи курса:
1 .Сформировать у учащихся знания о родном крае, реальные представления об окружающем мире и природе, средствами краеведческой литературы.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на ...
Актуальность профильного обучения
Профильное обучение имеет вековую историю, но и в настоящее время оно не потеряло своей актуальности, так как: 1. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников (социологические исследования показывают: больше 70% ш ...
Средства повышения двигательной активности
умственно отсталых учащихся
Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных школ, мы понимаем как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушения, имеющихся у учащихся этих школ. В фундамен ...