в качестве мировоззренческой позиции и методологической основы выбирает идею признания единства интеграции и дифференциации во всех процессах действительности, в том числе и в процессе обучения в сельской школе;
определяет общие задачи обучения предмету на определенный период (учебный год, четверть, система уроков, урок), которые выступают в качестве основы объединения детей одного класса или школьников разновозрастного коллектива (интеграция задач); конкретизирует задачи для каждого школьника из классной группы или для каждой возрастной группы из разновозрастного объединения обучающихся (дифференциация задач по трем уровням сложности);
определяет задачи для реализации внутрипредметной и межпредметной интеграции, предполагающей обеспечение преемственности в формировании общих понятий, в изучении законов и теорий; единой интерпретации одних и тех же изучаемых разными предметами дидактических единиц; общих подходов к формированию умений и навыков учебного труда у обучающихся; условий для активного применения и углубления знаний, полученных при изучении других дисциплин; раскрытия взаимосвязи явлений природы, изучаемых разными науками; иллюстрации общности методов исследования, применяемых в различных науках; выполнения упражнений, требующих комплексного применения знаний из различных дисциплин; устранения дублирования в изучении тех или иных вопросов на занятиях по различным предметам; систематизации и обобщения знаний, полученных школьниками при изучении различных дисциплин. При этом учитель четко выделяет задачи по изучению предметного дифференцированного курса, обеспечивающие усвоение именно данного учебного предмета, его специфического содержания, методов исследования, теорий, законов, категорий и понятий;
с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем обучающимся в классном (или разновозрастном) коллективе, а также те дидактические элементы, которые по силам лишь отдельным обучающимся (группам) класса (или разновозрастного коллектива). При этом формируется трехуровневое содержание предмета, соответствующее трем (в соответствии с Концепцией профильного обучения) профилям обучения в сельской школе гуманитарному, универсальному и физико-математическому. В случае организации обучения в разновозрастном коллективе выявляются знания и учебные действия, которые могут усваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп и только младшими (вопросы уже непривлекательны для взрослых) или старшими школьниками группы (дидактические единицы непосильны для младших);
в содержание предмета, определяемое Федеральным компонентом Государственного стандарта для выбранного уровня изучения дисциплины (базового или профильного), интегрирует элементы сельскохозяйственного, природного, краеведческого, экологического, связанного с формированием ценностных установок хозяина земли характера;
с учетом задач и соответствующего содержания определяет сочетание способов совместной и индивидуальной работы, обусловленное возрастными особенностями школьников, особенностями их межличностных отношений, психологической совместимости, вариативностью представленности типов когнитивных стратегий (стилей) в классе или разновозрастной группе, что детерминирует приоритетные способы восприятия учебной информации обучающимися. На основе выявления карты когнитивных стилей для каждого конкретного случая организует грамотное сочетание индуктивных и дедуктивных методов изложения учебного содержания предмета, создает условия для выбора каждым школьником наиболее комфортного для него метода познания и проведения рассуждений либо в режиме индукции, либо дедукции; решает вопрос по организации вариантов «линейного» или «паутинного» обучения в зависимости от наличия различных типов когнитивных стилей у учащихся класса или разновозрастного коллектива;
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактические
возможности компьютерной инструментальной среды ЛогоМиры
«Лого – инструмент для познания и развития собственного мышления, и в этом отличие этой среды от систем программирования, ориентированных в первую очередь на обеспечение наиболее эффективного использования аппаратуры». Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководство ...
Разработка элективного курса «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного ...
Система высшего и послевузовского образования в мире
Учебные цели 1. Знать основные мировые модели высшего и послевузовского образования; 2. Уметь оценивать положительный опыт в подготовке научно-педагогических кадров зарубежных стран применительно к российской высшей школе. Отводимое время – 2 часа План лекции 1. Краткая характеристика систем профес ...