с учетом задач и соответствующего содержания определяет формы организации и контроля учебно-познавательной деятельности в классном (или разновозрастном) коллективе школьников. Организовать совместную деятельность детей даже в рамках одного класса в условиях сельской школы очень сложная проблема, не говоря уже об организации деятельности школьников в разновозрастных коллективах. Очень важно при этом суметь показать школьникам полезность как совместной деятельности для всего класса и отдельных школьников (или групп), так и при обеспечении условий присвоения общей цели помочь найти каждому школьнику личностный смысл его деятельности и его личных успехов, раскрыть значимость действий каждого ученика для достижения общего результата. Необходимым условием продуктивной организации совместной и индивидуальной деятельности является обеспечение динамики количественного и качественного состава микрогрупп в классном коллективе (или разновозрастном сообществе), сменяемости ролевых позиций школьников;
организует образование школьника на обязательных учебных занятиях таким образом, чтобы при этом создавались предпосылки для самообразования обучающегося: школьник ставится в условия «добровольного принуждения», на основе которого появляется желание к расширению своих знаний, овладению новыми способами действий и др.; т.е. обязательное обучение должно способствовать самообучению и «провоцировать» его; оказывает помощь в организации самообразования каждому ученику, в том числе и в рамках внеурочной деятельности (на внеклассных мероприятиях).
Принцип системности означает системный подход к проектированию, реализации и рефлексии единства интеграции и дифференциации в процессе обучения в сельской школе, что обеспечивается совокупным, взаимодополняющим использованием методологических подходов к обучению системного, антиномического, интегративного, дифференцированного, деятельностного, технологического. Реализация данного принципа предполагает:
рассмотрение личности сельского школьника, процесса его обучения, сельской школы как сложных, открытых систем, являющихся, в свою очередь, подсистемами ещё более сложных образований. Важно установление определенных разумных взаимодействий, динамического равновесия между интра и интеркомпонентами данных систем; рассмотрение в качестве системообразующего фактора идеи единства процессов интеграции и дифференциации в механизмах функционирования систем как целого и отдельных взаимосвязанных компонентов;
рассмотрение в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешности обучения формирование личностных качеств (на основе знаний, умений, навыков, функциональной подготовленности к выполнению определенных видов деятельности): а) направленности на понимание сущности периода, переживаемого агропромышленным комплексом, как переходного к рыночному варианту, восприятие подлинных ценностей крестьянства, уважение к труженикам на земле; б) общественной активности, творческих способностей и умений, воли, эмоциональности; в) черт характера организованности, ответственности, самостоятельности, трудолюбия, инициативности и др.;
Образование, педагогика, воспитание:
Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания личности. В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отече ...
Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического
строя речи школьников
В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи: уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения) уроки закрепления практических грамматических умений уроки повторения и контроля усвоения грамматическ ...
Научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального
развития и развития графомоторных навыков
В психологическом словаре отмечено, что слово "Графика" имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики). Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрител ...