Принцип учета ряда специфических факторов образования в сельской школе является отражением групп социально-экономических, природных, психолого-педагогических, организационно-управленческих, личностно-культурологических особенностей образовательной среды сельского учебного заведения. Данный принцип требует выстраивания обучения таким образом, чтобы специфические условия образовательной среды сельской школы были трансформированы в факторы, способствующие обновлению целей, вариативного содержания, методов, приемов, средств обучения в соответствии с запросами современного социума и потребителей образовательных услуг на селе самого школьника и его родителей.
В связи с этим педагог должен:
знать специфику обучения в сельской школе (условия, характеризующие информационный, психологический и кибернетический (связанный с вопросами педагогического управления) компоненты процесса обучения);
использовать многопредметность как положительный фактор, стремясь качественно осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию предмета с дисциплинами своей и других образовательных областей, а также для обеспечения целостного подхода к рассмотрению объекта (явления) в комплексе его различных свойств;
обогащать содержание предметного курса элементами сельскохозяйственного, природного, краеведческого, экологического характера за счет близости к природе и сельскохозяйственному производству. На основе этого формировать индивидуальные признаки ключевых компетенций сельского школьника (в первую очередь, познавательной и социальной);
изыскивать возможности получения доступа к новым методическим идеям и новым содержательным элементам (в том числе и дополнительным) по предмету и соответствующей образовательной области для обучающихся;
способствовать развитию новых образовательных функций у современной сельской школы (психолого-педагогическая помощь учащемуся и его защита, социализация обучающихся в разновозрастных коллективах, создание условий для саморазвития их личности за счет использования потенциала микросоциума и др.);
применять в процессе обучения основанные на психологическом диагностировании методики и технологии, учитывающие особенности когнитивных и личностных стратегий каждого школьника;
учитывать вариативность состава классного коллектива (наличие школьников, способных и желающих обучаться на том или ином уровне дифференциации вариативность по уровням; наличие учащихся с тем или иным типом познавательной стратегии вариативность по когнитивному стилю), обусловленную малым количеством учеников в классе сельской школы;
находить, разрабатывать и применять новые эффективные способы оценки учебной деятельности, отражающие динамику развития качеств личности ученика (его ответственности, самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели, коммуникабельности, инициативности и др.);
стремиться к снижению интенсивности взаимодействий учителя и малого количества учащихся за счет использования самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе их индивидуализированной самостоятельной работы (при своевременной и дозированной помощи учителя) или организации учебно-познавательной деятельности в разновозрастных коллективах;
Образование, педагогика, воспитание:
Определения функциональной последовательности и функционального ряда
Опр.1. Пусть дана последовательность функций: , причем функции являются функциями одной переменной и определены в некоторой области . Такая последовательность называется функциональной и обозначается: . Пусть для каждого эта последовательность имеет конечный предел. Величина этого предела зависит о ...
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровн ...
Анализ результатов исследования особенностей звукопроизношения
На первом этапе нашего исследования мы провели исследование звукопроизношения. Анализируя полученные данные по исследованию звукопроизношения, мы выявили, что у детей экспериментальной группы нарушено звукопроизношение у всех детей (100%). Все данные о дефектах произношения мы поместили в таблицу. ...