поддерживать как позитивную традицию специфический эффект «семейности, родственности душ», возникающий как следствие объективных социальных условий функционирования сельской школы;
стремиться к реализации идей профильного обучения через уровневую внутриклассную дифференциацию либо за счет организации системы элективных занятий для одновозрастных или разновозрастных коллективов учащихся вследствие отсутствия параллелей в сельской школе или невозможности осуществления профильности за счет сетевой организации;
осуществить перевод части демонстрационных презентаций (опытов, объяснений, представления учебной информации в каком-либо виде) в форму фронтальной дифференцированной работы (эксперимента, наблюдений или лабораторных работ, деятельности с бумажными и электронными источниками информации), что возможно вследствие малой наполняемости класса сельской школы;
быть готовым к оперативному изменению динамичности ситуации урока из-за малого количества учеников в классе сельской школы (под динамичностью ситуации урока здесь понимается зависимость его дидактических характеристик от присутствия того или иного ученика);
организовать эффективный педагогический мониторинг за учебными достижениями учащихся по предмету: малая наполняемость класса увеличивает качественность проведения мониторинга и уменьшает энергетические затраты на обработку его результатов; педагогический мониторинг, охватывающий процесс учебных занятий и внеклассных предметных мероприятий интегрированного характера в классных и разновозрастных коллективах школьников, способствует нейтрализации гиперконтроля со стороны учителя;
вследствие малочисленности классного коллектива использовать возможность увеличения времени индивидуального проговаривания материала учеником на уроке, что является оптимизирующим фактором для процесса формирования понятий, развития умения выдвигать гипотезы, участвовать в дискуссиях, логически выстраивать устную речь, проводить аналитико-синтезирующие рассуждения, связанные с решением учебных задач, с объяснением явлений и опытов, результатов экспериментальной деятельности;
учитывать факт приобретения каждой дидактической формой обучения характеристик индивидуализированной работы с целью поддержания грамотного и оптимального для данных конкретных условий сочетания индивидуальных и коллективных форм организации деятельности на учебном занятии.
Принцип технологичности с учетом фактора персональности в обучении предполагает разработку комплексной технологии, аккумулирующей в себе особенности трех известных технологий обучения, являющихся приоритетными для сельской школы, технологии уровневого обучения, модульной и технологии индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика (стилевой). При этом обязателен учет фактора персональности в обучении, предполагающего в структуре технологии кроме инвариантного ещё и вариативный компонент, который ответственен за отражение адаптационно-дифференцирующих образовательных условий, в т. ч. личностных особенностей конкретного учителя, обучаемых им конкретных учеников конкретной сельской школы.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль словесного ударения
Данная методика и приемы работы взяты из разработок К.А. Волковой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной. Словесное ударение является одним из трех элементов фонетической системы русского языка. Оно вместе с числом слогов, является носителем его ритма. Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, а т ...
Закономерности, критерии и степени исправления
осужденных
Понятия «исправление» и «перевоспитание» употребляются в трех аспектах: 1). для обозначения цели деятельности органов, исполняющих наказание, как юридическое воплощение психологического принципа исправимости личности; 2). для характеристики процесса изменения и перестройки личности осужденного; 3). ...
Воспитание детей со сложными сенсорными нарушениями
Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остают ...