показаны возможности оптимального использования имеющихся в учебном заведении кадровых, методических, учебно-лабораторных ресурсов для организации качественного учебного процесса, в том числе реализации профильности, права выбора образовательной траектории в условиях малочисленной сельской школы;
значительно расширены перспективы ликвидации дублирования учебных элементов знаний в условиях многопредметности преподавания и тесного учебно-методического взаимодействия учителей сельской школы; социализации школьников; «выращивания» личности субъекта села.
Экспериментально-опытная деятельность по внедрению идей концепции в условиях сельских школ России осуществляется уже более десятка лет. Приведем некоторые результаты мониторингового исследования.
На первом этапе (1990-2002 гг.) в ходе констатирующего, обучающего и формирующего этапов эксперимента в условиях сельских общеобразовательных учреждений фиксировалась выраженная положительная динамика таких параметров знаний, как прочность (в базовой школе на 24%, в старшей на 20%); действенность (в базовой школе на 26%, в старшей школе на 18%); перенос (средний показатель роста 15%: в базовой школе на 18%, в старшей школе на 12%). Наиболее высокий процент в изменении параметрических характеристик усвоения знаний наблюдался в параметре «действенность знаний». Повысилась средняя производительность самостоятельной работы учащихся (с 38 до 82% и с 65 до 90% в базовой и старшей ступенях школы соответственно). Этот факт нами интерпретируется как изменение отношения учащихся к учению: слабые ученики стали более заинтересованно относиться к результатам учебы, так как чаще испытывали учебный успех, научились более осознанно и объективно оценивать свои возможности. В рамках первого этапа экспериментальной деятельности были определены и отработаны методики исследования развития следующих свойств личности: мотивации к обучению, самостоятельности, познавательной активности и интереса, ответственности, организованности при выполнении учебной задачи, трудолюбия.
На втором этапе (2002-2004 гг.) исследовательская деятельность направлялась на апробацию интегрированного лабораторного практикума естественнонаучного направления. Особый положительный эффект был при этом достигнут при решении надпредметных задач: 89% выпускников базовой школы, освоивших межпредметный курс, продемонстрировали признаки целостного видения естественнонаучной области знаний (на данном уровне). Нашла подтверждение методическая эффективность интегрированного урока по сравнению с традиционной формой занятий. Для оценки эффективности интегрированной технологии использовалась методика, предложенная Т.И. Шамовой. В эксперименте эффективность интегрированных уроков равнялась 75% (хорошие уроки) и выше, подтверждая тем самым доступность использования интегрированной технологии в условиях сельских школ, а также следующие факты: изучение материала не приводит к переутомлению учащихся, совместная работа педагогов способствует улучшению психологического климата в педагогическом коллективе школы и созданию команды единомышленников.
Образование, педагогика, воспитание:
Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый ...
Практические аспекты использования элементов хоккея как средства физического
воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа по реализации практических аспектов использования элементов хоккея в работе с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ №10 "Малютка" города Тамбова с 11.09.11. по 17.05.12. с детьми подготовительной к школе группы. В эксперименте участвовало18 детей, а именно: ...
Структура педагогической деятельности
Прежде, чем приступить к рассмотрению сущности педагогических инноваций, методов их выявления и изучения, необходимо проанализировать структуру педагогической деятельности и определить, какое место занимает в ней инновационная деятельность учителя. Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сласт ...