в) энергия фотосинтеза, ветровая энергия, гидроэнергия;
г) природный газ, геотермальная энергия, уголь, нефть;
97. К методам очистки сточных вод от примесей относятся:
а) экстракция, ректификация, адсорбция, флотация;
б) дистилляция, ионный обмен, обратный осмос;
в) электровоздействие, вымораживание;
г) отдувка, нагрев, реагентные воздействия;
98. Метаболические превращения включают процессы:
а) окисление, выделение, горение;
б) окисление, восстановление, выделение;
в) окисление, гидролиз, восстановление;
г) окисление, горение, восстановление;
99. Конъюгация - это:
а) взаимодействие с серной кислотой, аминокислотами;
б) взаимодействие с азотной кислотой;
в) взаимодействие с функциональными группами;
г) взаимодействие с ферментами;
100. В каких формах медь (Си) может содержаться в водной среде: а) взвешенной и растворенной;
б) коллоидной и растворенной;
в) взвешенной и коллоидной;
г) взвешенной, коллоидной и растворенной.
В эксперименте участвовали ученики 9 классов, общая выборка которых составляет 66 человек.
В этих классах проводились уроки традиционным методом, в 9 «А» классе, и по методикам, разработанным в данной работе, в 9 «Б» и в 9 «В» классах.
Для выявления результатов исследования проводилось анкетирование, самостоятельные и контрольные работы. Анкеты и тесты содержали вопросы как экологического характера, так и личностного.
Результаты проделанной работы показали, что у группы учеников, которые занимались по разработанной методике, заметно повышает мыслительная способность, создается благоприятная атмосфера для целостного восприятия окружающего мира, самостоятельность в преодолении негативных последствий.
Собранные анкетные данные, результаты контрольных и самостоятельных работ, наблюдения за учащимися дают возможность утверждать что, у 60 % учащихся повышается интерес к самостоятельному познанию предмета.
На диаграмме 1 показан уровень успеваемости и качество знаний учеников в контрольном и экспериментальном классе.
Диаграмма 1. Уровень успеваемости и качество знаний учеников в контрольном и экспериментальном классах
На диаграмме 2 показаны результаты контрольной работы по теме «Охрана атмосферы».
Диаграмма 2. Результаты контрольной работы по теме «Охрана атмосферы»
Таким образом, приведенные нами теоретические и экспериментальные исследования выявили потребность объемного использования самостоятельной работы в изучении экологических аспектов предмета.
Избранная тематика оказалась не только полезной в смысле интеграции и систематизации материала, умений, навыков из различных областей знания, но и способствовала повышению качества знаний, научного и экологического мировоззрения, а главное вызвала интерес учащихся к более глубокому изучению химии и экологии.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Показана возможность организации самостоятельных работ на разных этапах процесса обучения: при подготовке учащихся к восприятию нового материала, а также при совершенствовании знаний и повторений пройденного;
Проведена апробация разработанных занятий в МОУ СОШ.
Оценен уровень сформированности знаний при изучении тем по разработанным методическим подходам;
Доказано, что самостоятельные работы, содержащие конкретный материал, изучаемый школьниками и соответствующий целям и задачам урока, способствует развитию знаний и умений учащихся, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное пополнение знаний.
Образование, педагогика, воспитание:
Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной
педагогической деятельности
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическо ...
Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального
развития
Термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Умственная отсталость (УО) - это форма патологического развития личности в целом. В определении УО учитывается три критерия: психологический ...
Обоснование отбора материала для письменного инструктирования учащихся в
ходе одного из уроков
Прежде всего, нам нужно было выбрать тему урока производственного обучения и вид документации письменного инструктирования подходящий для изучения этой темы. Мы выбрали тему урока «Сплачивание и сращивание древесины на микрошип» которая является темой первого урока и вытекает из общей темы трех зан ...